суббота, 21 марта 2015 г.

Перлы Алисы и Ко

Некоторые произведения стоит перечитывать через каждые пять лет - из-за поднакопившегося опыта каждый раз открываются новые смыслы, которые добротно припрятаны автором. Это касается и "Алисы в стране чудес" Л.Кэролла. У меня сложилось ощущение, что сказка написана совсем не для детей, уж слишком многозначительной и филосовской оказалась игра слов. Это явление можно наблюдать в моих любимых отрывках "Алисы", перевод Н.М.Демуровой.







Как хорошо было дома! - думала бедная Алиса. - Там я всегда была одного роста! И всякие мыши и кролики мне были не указ. Зачем только я полезла в эту кроличью норку!

- Вернись! - закричала Гусеница ей вслед. - Мне нужно сказать тебе что-то очень важное.
Это звучало заманчиво и Алиса вернулась.
- Держи себя в руках! - сказала Гусеница.

- Если вы не возражаете, сударыня, - отвечала Алиса, мне бы хотелось хоть капельку подрасти. Три дюйма такой ужасный рост!
- Это прекрасный рост! - сердито закричала Гусеница и вытянулась во всю длину. (В ней было ровно три дюйма.)

- Если бы кое-кто не совался в чужие дела, - хрипло проворчала Герцогиня, - земля бы вертелась быстрее!

Наконец она поняла, как надо с ним обращаться: взяла его одной рукой за правое ухо, а другой - за левую ногу, скрутила в узел и держала, не выпуская ни на минуту. Так ей удалось вынести его из дома.
"Если я не возьму малыша с собой, - подумала Алиса, - они через денек-другой его прикончат. Оставить его здесь - просто преступление!"

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно... - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.






- Куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот. - Нужно только достаточно долго идти.

Пес ворчит, когда сердится, а когда доволен, виляет хвостом. Ну а я ворчу, когда я доволен, и виляю хвостом, когда сержусь. Следовательно, я не в своем уме.

- Ты хочешь сказать, что думаешь, будто знаешь ответ на эту загадку? - спросил Мартовский Заяц.
- Совершенно верно, - согласилась Алиса.
- Так бы и сказала, - заметил Мартовский Заяц. - Нужно всегда говорить то, что думаешь.
- Я так и делаю, - поспешила объяснить Алиса. - По крайней мере... По крайней мере я всегда думаю то, что говорю...а это одно и то же...
- Совсем не одно и то же, - возразил Болванщик. - Так ты еще чего доброго скажешь, будто "Я вижу то, что ем" и "Я ем то,что вижу" одно и то же!
- Так ты еще скажешь, будто "Что имею, то люблю" и "Что люблю, то имею" одно и то же! - подхватил Мартовский Заяц.

- Не знаю, - начала Алиса, - может...
- А не знаешь - молчи, оборвал ее Болванщик.

"Не знаю, как это он собирается кончить, если ни как не может начать", подумала про себя Алиса.